Межкультурный диалог в Европе: политика в сфере образования

Раздел 1. Введение в историю европейской интеграции 

Краткий обзор истории европейской интеграции: от Европейского  объединения угля и стали к Римским договорам и далее к Маастрихтскому договору. Расширение Евросоюза. Органы Евросоюза: Европейский парламент (задачи, состав, выборы, фракции); Европейский Совет (задачи, состав, приоритеты работы Евросоюза (2014-2020)); Еврокомиссия (задачи, состав); Европейский суд (задачи, состав); Европейский аудиторский суд (задачи, состав). Совет Европы (задачи, структура, комиссии). Россия в Совете Европы. «Стратегия развития Евросоюза до 2019г.». 

Раздел 2. Концепт «Диалог культур» как основа политики межкультурного образования

«Диалог культур» как ключевое понятие в теории межкультурной коммуникации. «Белая книга по межкультурному диалогу» (2008):  цель и роль диалога культур, политические рамочные условия реализации концепта «диалог культур», сферы диалога культур, участники, уровни диалога культур, опасные последствия отсутствия диалога культур в поликультурном обществе. Концепты «свой»/ «чужой» как два измерения европейского дискурса о межкультурной коммуникации.Формирование межкультурной компетенциинауроке иностранного языка. Понятие культуры как системы ценностных ориентиров. Культурные стандарты и их учёт в образовательном и воспитательном процессах. Декларация Фару относительно стратегии Совета Европы по развитию межкультурного диалога 2005.

Раздел 3. Концепт «многоязычие» в дидактике обучения иностранным языкам. Место языковой политики в процессе европейской интеграции

Многоязычие как отражение культурного многообразия. Концепт «многоязычие»: пути формирования, подходы к исследованию. Многоязычие учащихся. Требования Совета Европы к изучению иностранных языков в Европе. Пути реализации политики многоязычия. Раннее обучение иностранным языкам. Иностранный язык как способ межкультурного образования и воспитания. Межкультурный компонент в системе раннего обучения иностранным языкам. Образцы программ межкультурного воспитания в Федеральных землях Германии. Begegnungsmodelle.Решения Совета Европейского Союза об актуальных направлениях сотрудничества в сфере культуры. Решения Совета Европейского Союза по вопросам развития школы и образования. Педагогика многообразия как основа обучения иностранным языкам. 

 

Лекционные занятия чередовались с практическими. На практических занятиях уделялось внимание работе над закреплением терминологического аппарата, а также дискуссиям  по изучаемой проблематике. По завершении дисциплины проводились итоговые конференции, на которых студенты могли не только представить результаты своего небольшого исследования, но и ещё раз обменяться мнениями по изученным аспектам евроинтеграции.