Лекции для учителей
Лекции для учителей читались на немецком языке и включали в себя фазы обсуждения проблематики в рамках групповой работы и представления обсуждения на пленуме. Цель лекций была многоплановой: необходимо было ввести новую лексику, понятийный аппарат, предоставить в распоряжение учителей фактический материал с тем, чтобы они могли использовать его на уроках немецкого языка в школе. Важным было вызвать интерес к обсуждаемой проблематике как в практикоориентированном ключе, так и в научном, поскольку в рамках проекта планировалось проведение ряда мероприятий для школьников (викторина «Знаешь ли ты Европу?», научно-практическая конференция «Россия и Европа – на пути к диалогу культур»). Все три лекции логически связаны между собой и должны были, по задумке автора, создать достаточно целостное представление о «межкультурном компоненте» в системе европейского образования и, в частности, при обучении иностранным языкам.
Лектор: д.филол.н., проф. Олейник М.А.
Межкультурное образование в европейской образовательной среде
Ноябрь 2017
Обзор истории европейской интеграции «От Объединения угля и стали – к Маастрихтскому договору». Концепт «диалог культур» как воплощение путей поиска взаимопонимания. Обзор документов: Европейская культурная конвенция, Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств, Белая книга по межкультурному диалогу, Декларация Фару относительно стратегии Совета Европы по развитию межкультурного диалога.
Понятие «межкультурное/транскультурное образование» как отражение общественно-политических изменений в обществе. «Декларация о межкультурном образовании в новой европейской среде» (Афины, 2003). Новые подходы к обучению родному и иностранному языку в Германии, направленные на использование ресурсов культурного многообразия. Межкультурный компонент в системе раннего обучения иностранным языкам. Образцы программ межкультурного воспитания в Федеральных землях Германии.
Концепт "многоязычие" в европейском образовательном пространстве
Ноябрь 2017
Европейская языковая политика. Политические и образовательные цели «многоязычия». Многоязычие как отражение культурного многообразия. Требования Совета Европы к изучению иностранных языков в Европе. «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком» как платформа для унификации подходов в обучении иностранным языкам и оценке результатов изучения иностранных языков. Пути реализации политики многоязычия. Доклад Макрона в Сорбонне в сентябре 2017г. как пример поиска путей решения проблем в поликультурной и многоязычной Европе. Психолого-педагогические аспекты билингвизма и многоязычия.
Педагогика "многообразия" как основа дидактики обучения иностранным языкам
Декабрь 2018
Педагогика многообразия как результат проникновения понятия «многоязычие» и «диалог культур» в политическую, социальную и академическую сферы. Закрепление понятия «культурное и языковое разнообразие» в Договоре о Европейском Союзе. Концепция «единого европейского образовательного пространства» (Гётеборг, 2017). Принципы равенства, уважения, телерантности как ядро концепции культурного многообразия. Вклад Аннедоре Пренгель в разработку концепта «педагогика многообразия». Идея инклюзии как система представлений, реализующих принцип «многообразия». Дихотомия понятий «сходство» и «различие» как основа концепции педагогики «многообразия». Возможности применения принципов педагогики «многообразия» в обучении иностранным языкам. «Дидактический треугольник» в теории А.Пренгель.
Лекция была прочитана в рамках форума учителей немецкого языка, посвященного 80-летию факультета РГФ и 80-летию Института образования Краснодарского края.